Почему мы слушаем Инстасамку? Психологический разбор треков

Каждый день вы слышите песни Инстасамки из всех утюгов. Её треки на первых местах в российских чартах, друзья то и дело повторяют “За деньги да”, “Juicy” и “Как mommy”. А поп-дива постоянно мелькает в новостях, на обложках журналов и уличных афишах.

Но почему мы слушаем Инстасамку? Что именно цепляет в её образе, музыке и текстах? Из-за чего бессмысленные строки становятся современными афоризмами? Разберёмся прямо сейчас!
Специально для “белого на белом” комментарии дала семейный психолог и эксперт Первого канала Екатерина Костяшова.
Почему Инстасамка — феномен российской культуры?
Она читает агрессивный рэп или исполняет однотипный поп про деньги и секс. Известность Инстасамки появилась благодаря рэпу. Важно отметить, что её стиль – это отдельный поджанр, пришедший из США.

Впервые в альбоме Снуп Догга «Doggystyle» 1993-го года во втором треке некая The Lady of Rage читает мощный маскулинный куплет. Отсюда началась история жёсткого женского рэпа, которая повидала уже много имён и приобрела медийность с 2010-х годов, когда прозвенела Nicki Minaj. Так грязный женский рэп стал платформой для самовыражения и возможностью построить карьеру в шоу-бизнесе, заявив о себе. Таким путём Cardi B выкарабкалась из бесперспективной работы стриптизерши и смогла рассказать о жизни улиц с неожиданной стороны.
The Lady of Rage, INSTASAMKA и Cardi B
Раннее творчество Инстасамки созвучно с треками Cardi B (а если быть точнее, то оно просто сплагиачено у американской рэперши). Но Дарья Зотеева звучит во многих местах более резко и нагло, чем американская реп-дива, потому в русскоязычном варианте постоянные повторы про “сиськи” и “жопы” смотрятся непристойно и непривычно. А почему? В России даже нет гангстерского рэпа как популярного поджанра, а женский кажется чудовищным проявлением “развращенного западного мира”.

Инстасамка – первопроходец грязного женского рэпа в России. Она первая смогла передать маскулинность и агрессивную энергию и первая стала медийной персоной, что во многом получилось из-за её характера.
Как песни Инстасамки становятся афоризмами?
Вообще, такие скандальные и эпатажные персоны, как Инстасамка или Моргенштерн* (признан иностранным агентом), довольно быстро обретают популярность. Они завоёвывают доверие, потому что вызывают у людей эмоции (чаще всего негативные). Зачастую многие современные музыканты накладывают примитивный, не несущий никакой смысловой нагрузки текст на яркий динамичный и запоминающийся бит, и их треки быстро разлетаются по верхушкам чартов.
Важным дополнением к этому становится постоянный повтор определённых фраз и слов. С них чаще всего начинают куплет, либо внедряют внутрь текста. Многократное повторение быстро запоминается слушателям, оно откладывается у них в подсознании, из-за чего потом воспроизводится в обыденном общении как афоризмы.
Психологический разбор треков Инстасамки. Что мы слушаем на самом деле?
Деньги и секс. Богатая жизнь и удовольствие. Именно об этом все самые популярные песни Инстасамки. Мы взяли показательные треки из обоих периодов её творчества: рэпа и попа, и поговорили с семейным психологом Екатериной Костяшовой. Так что же мы слушаем на самом деле?
ЗА ДЕНЬГИ ДА


Мелодичный бит и ясный принцип: “Я не продаюсь, но за деньги – да”. Купюры и пополнения на карте дарят сказочную жизнь: вокруг все тебе завидуют, пока ты “раскидываешь бабки направо и налево”. И вообще “делаешь, что хочешь”. А что о человеке говорит позиция “Я вообще делаю, что хочу”?

“Не только закон, но и общество декларирует определённую модель поведения: на что-то наложен запрет, что-то можно делать при определённых условиях. Человек понимает, что он хочет это сделать, но есть какие-то ограничения. Когда психика незрелая, то кажется, что можно делать так, как Я хочу. Не так, как диктует общество, родители или закон. Эта мысль о вседозволенности, о том, что я могу поставить во главе угла самого себя, а не родственников, не авторитетов в лице учителей, показывает, что у человека где-то есть желание делать только так, как он хочет. Часто молодые люди не понимают, что определенные действия приносят последствия. Есть фантазия о том, что можно делать то, что хочется, и всё будет получаться так, как я хочу. Но это из области сказки,” – Екатерина Костяшова
Отключаю телефон



Деньги позволяют делать всё, что хочется. Если тебе нужно что угодно, то ты можешь себе это позволить. Дорогие вещи – это “эталон”, на который молятся бедные, а позволить себе могут только богатые. Почему людей привлекают образы очень богатых людей, которым легко даются деньги?
“Часто люди видят только то, что им показывают. Очень богатые люди идут к своим деньгам сложными путями. И не все мы готовы заплатить ту цену, которую платят очень богатые люди. Снаружи мы видим только плюсы этого успеха: возможность владения дорогими автомобилями, украшениями, недвижимостью. Доступность всего, что дают деньги! При этом трудности, которые были связаны с зарабатыванием этих денег или которые сейчас влекут за собой эти деньги, не видны. Если в Советском Союзе было понятно, что ты приходишь на завод рабочим и можешь стать сначала маленьким руководителем, а потом побольше, то здесь видна иллюзия того, что большие деньги могут прийти просто, и жизнь сразу становится сказочной, безоблачной, беспроблемной,” – Екатерина Костяшова.
КАК MOMMY


Mommy (а в мужском варианте – sugar daddy) — человек, который обеспечивает своего партнёра, решает все его проблемы деньгами. Вот и героиня этой песни “выглядит, как mommy”, “как деньги” и “суперзвезда”. Все хотят её, потому что у неё дорогие вещи, она прекрасно выглядит и, очевидно, носит капитал в своих стрингах. А кому нужна такая мамочка в отношениях?

“Здесь мы тоже говорим именно об инфантилизме личности, так как все эти песни направлены на незрелые умы, адресованы к молодому поколению, которое вырастили родители, оберегали их, обеспечивали и решали “взрослые” вопросы. У большинства вчерашних (и сегодняшних) детей нет представления, что им нужно стать такими же родителями сначала для себя, а потом и для своих детей. Есть иллюзия, что всегда будет рядом человек, Великая Мать, которая будет удовлетворять все потребности: физические и материальные. Просто стоит поплакать, как младенцу. Младенец плачет – мама даёт ему грудь, заботу, внимание. В этих песнях продолжение этой иллюзии, что достаточно просто захотеть, покричать или потребовать, и обязательно сразу появится кто-то, кто будет решать проблемы,” – Екатерина Костяшова.
И ЧТОЭ и ХЛОПАЙ



С одной стороны, тексты песен показывают образ сильной и независимой женщины, которая сама контролирует свои финансы и сексуальность. С другой, треки презентуют грубый секс и Инстасамка называет себя и других женщин “суками”. Почему людям нравится новый уровень откровенности: песни о сексе, где говорится об этом прямым текстом?
“Повышенный интерес к теме секса вызван тем, что у человека срабатывает внутреннее табу. Но в этих песнях говорится про уничижение женской сексуальности. В “Хлопай” поётся не про секс, а про инстинкты и отказ от чувственности. Сложно сказать, чем вызвано это. Как вариант, человек не может быть в чувственном слиянии в сексе, не может почувствовать близость и, не зная этого, опускает секс до ранга животных и низменных инстинктов,” – Екатерина Костяшова.
BALANCE




Наравне с mommy, в треках Инстасамки есть другой образ – bad b*tch, которая так же источает деньги и вызывает чувство зависти у других. Она может оскорблять других, потому что она намного круче и богаче всех. Ей дозволено всё.

“Эти произведения очень похожи на то, когда во времена 90-х многие девочки мечтали стать валютными проститутками. В стране была разруха, даже визуально всё было некрасиво. На этом фоне валютные проституки казались феями, у которых были деньги, красивые наряды, дорогие запахи. Внешняя картинка и отказ видеть реальную сущность, что это проституция со всеми вытекающими из неё последствиями. В этих песнях точно такая же история про внешнюю картинку, про лёгкие ответы на сложные вопросы. Как мы знаем, лёгкие ответы могут дать только шулера и обманщики,” – Екатерина Костяшова.
SHAKE



Агрессия к слушателям вызывает у них эмоциональную зависимость. В треке “SHAKE” Инстасамка обращается к слушателям напрямую через “ты”: “Кто ты такой?/Ты кто, твою мать?/ Моё имя Инстасамка,/И я твоя мать”. А почему агрессия становится основой для появления зависимости?
«Скорее всего, подобное обращение идёт на определённую аудиторию. Эти люди привыкли, что абсолютно посторонний человек может к ним обратиться на “ты”, может обратиться с грубостью. Так как эти песни популярны, то это чётко выверенная и продуманная целевая аудитория, которая идёт на такой посыл. Человек, который не привык к такому обращению к себе, даже не поймёт, что это обращаются к нему. Скорее всего, это грамотный маркетинговый ход.

Если бы я разговаривала с родителями детей, которые слушают подобные песни и отождествляют себя с подобной аудиторией, я бы обратила внимание родителя на то, как он обращается со своим ребёнком, раз он считает нормальным подобное обращение к себе. Очень многие не замечают пренебрежительного общения между собой, и им кажется, что всё негативное в жизни приходит извне. Хотя фундаментальные истории закладываются в семье, в ближнем окружении. Нужно смотреть, откуда это началось, с чего это именно и почему моим знакомым это нравится. Особенно нужно обращать внимание, разбирать и решать, если это интересно твоему ребёнку. Если ребёнок не просто ради развлечения подпевает песенку, которую по радио услышал, а если ему эта песня нравится, и он сам её включает», — Екатерина Костяшова.

Made on
Tilda