У нас известны случаи, когда крепостные были миллионеры, которым при этом не давали вольность очень часто. Они уже управляли огромными мануфактурами, но при этом оставались крепостными. Это очень противоречивая и очень неудобная ситуация.
Серебряный век находился в другом историческом контексте. Писатели Серебряного века формировались в другой среде: в разложении предыдущего строя, в разложении предыдущих порядков. Нужно понимать, что огромная система, сформированная за несколько столетий, в которой существовали их родители, их дедушки, бабушки, разрушалась. А нового ещё не было создано. Поэтому они находятся в творческом апокалипсисе. Они не знают ни прошлого, его уже нет, оно ничего не значит, ни будущего.
Это показательная ситуация, когда Маяковский встретился с Блоком и спросил его: «Нравится ли вам наша революция?» Блок посмотрел на костры у дворца и сказал: «Красиво. У меня библиотеку сожгли». Это разрушения привычного уклада. У этих людей уже нет прошлого, но ещё нет будущего. Очень много мы знаем литературоведческий статей с новым взглядом на Золотой век. Писатели Серебряного века взяли на себя миссию осмыслить, что было до них, литературную традицию осмыслить, осмыслить достижения, понять, кто из этих людей был национальный гением и заслуживает сохранения в истории и передачи в будущее.
Будущее мыслилось, как что-то, что будет абсолютно непохожим на предыдущий порядок. Мы знаем, что в живописи это было ярко отражено: красный конь, красная планета, комические темы. Супрематизм — это разложение самого искусства на атомы, цвета и квадраты, чтобы из этих базовых квадратов и цветов можно было собрать новое искусство. Такой конструктор. Стихотворения, состоящие из фонем, которые можно собирать, компоновать и создавать этот язык. Там нет смысловой нагрузки, но грамматически там есть русский язык. И он звучит, как русский язык. В такой ситуации необходимо понимать, что из того, что уже было создано, нам нужно взять.
Поэтому Маяковский говорит, что нам нужно сбросить с парохода современности Пушкина. Не потому что он считает, что Пушкин — не национальный гений и его достижения в области языка и литературы аннулируются, а потому что он был эксплуататором.
Они создают мир без эксплуататоров. У Пушкина были крестьяне, а сейчас крестьяне получили доступ к искусству, к образованию, и это совсем другой контекст.
Но Серебряный век мягок. Они не осуждают, а пытаются вступить в диалог с предыдущей и частью культуры, и с церковной догматикой. Мы, например, знаем про философские обеды, когда собирались поэты, которые создавали в «Золотом руне» конкурс на лучшее изображение дьявола, и священники. Они все обедали и обсуждали искусство, взгляд искусства, взгляд Бога на искусство, поэзию. Сидела и Зинаида Гиппиус, которую называли Демонессой, ведьмой, и люди не верили, что она умерла, и били по гробу палкой, ожидая, что она восстанет из мёртвых. Она сидела напротив священников и обсуждала с ними этот процесс.