Non/fictio№: что с миром интеллектуальной литературы?

С 1 по 5 декабря в Гостином дворе в Москве прошла одна из крупнейших международных ярмарок интеллектуальной литературы «Non/fictio№», где более 300 издательств представили лучшие книги из художественной, научной и научно-популярной литературы.

«Non/fictio№» — это не только книжная ярмарка, но и форум, где заключаются сделки между писателями и издателями, организуются коллаборации, а также большой лекторий, на котором презентуются книги и освещаются главные события книжной индустрии.

Так что же с миром интеллектуальной литературы? Что интересного и необычного можно было увидеть на ярмарке? Специальный репортаж «белого на белом» об этом!
Поражает воображение: масштабы и фишки
Визуально оценить масштаб невозможно: на ярмарке представлены 307 издательств и более 13000 книжных новинок. Для удобства пространство Гостиного двора поделено на зоны: «Топ-листы», «Наука», «Территория познания» и другие.
Издательства и книжные магазины привлекают к себе внимание разными методами. Например, издательство «Inspiria», большинство книг которого написаны в жанре фэнтези, представило живых рыцарей, магов и эльфов. «У нас и про них, и про гномов, и про орков можно найти», — рассказывают модели.
А вот проект «ПерельМания и ПерельМагия» показывает фокусы, но в отличии от обычных иллюзионистов ещё и рассказывают их секреты. Проект, названный в честь математика Якова Перельмана, продаёт детские книги, посвящённые науке и физики. Авторка проекта — физик, а вот её муж — «фокусник», который объясняет магию давления и трения. Оказалось, что в жизни он далеко не волшебник, а профессиональный тренер по фехтованию и оружейник.
Что делать, если почитать хочется, а денег нет? Российский совет по международным делам отдаёт книги бесплатно. В основном, это сборники научных докладов. Например, о интернационализации или состоянии политики и экономики Украины.
Слышали про русские комиксы?
«У наших комиксов нет такого долгого пути развития, нежели, чем у Marvel, которым лет через двадцать стукнет сотня лет, рассказывает Владислав Погадаев, главный редактор издательства комиксов «MOLOT HARDCORP», — Нашим комиксам пока не стукнет даже полтос. Зарубежные комиксы за много лет уже выработали свою систему успеха, у них есть свои классные персонажи. Нам же, российским комиксам, приходится придумывать велосипед и идти сложным путём, преодолевая различную цензуру и постоянный рост цен».
Как рассказал Алексей Ледаков, редактор и сценарист, «MOLOT HARDCORP» уже на протяжении 5-ти лет выпускают комиксы и развивают свою комикс-вселенную. Главные их столпы — «Дитя Тьмы», «Паша Техник» и «Бычий цепень». «Дитя тьмы» — это переосмысление русского-народного фольклора. Идея в том, что ад — это не огненная гиена, куда душа попадает за грехи, а живущий под землёй организм, наделённый сознанием, в чреве которого целый мир со своими обитателями. Эти обитатели выбрались наружу, и русские люди их прозвали Лешим, Бабой Ягой и Кощеем. Главное порождение этого мира, Дитя Тьмы, вынужден прийти в мир людей, дать беглецам бой и вернуть их обратно. Это комикс с элементами фольклора и бабушкиных сказок.
«Не все авторы российских комиксов понимают, что не нужно копировать западные. Если в комиксах Marvel есть герой в сияющих доспехах, то в России эта штука не особо работает, поэтому мы, как молот, идём в сторону серой морали, говорит Владислав Погадаев, — Нет плохих и хороших персонажей, всё ситуативно. И условный супер-герой может быть плохим, и условный злодей может быть хорошим. У нас есть и культурные элементы, которые отражаются в визуале и мелочах. Но основное наше отличие от западных комиксов: отсутствие культуры супер-героев. У нас деконструкция этого жанра. Мы, например, были в Казахстане. У них отлично работают комиксы про исторических личностей. У нас же это бы не пользовалось спросом, поэтому я считаю, что нужно больше копаться в сторону русской хтони. Возможно, просто я слишком мрачный. Хотя в то же время стили Балабанова или раннего Быкова мне очень импонируют. Я бы ориентировался именно на них».
«Паша Техник» — это комедийный боевик про то, как московский раздолбай больше не может смотреть на то, что творится с Россией и решает забороть преступность. Но он так набедокурил, что изуродовал себе жизнь, никому не помог, а сам остался еле жив. «Очень смешная штука с кучей приколов, отсылок на современную культуру и поп-культуру. А главный посыл: если хочешь сделать мир лучше, то начинай с себя», — рассказывает Алексей Ледаков. Первая часть этого комикса разошлась тиражом более 8-ми тысяч экземпляров.
«Подобные выставки, как «Non/fictio№» помогают нам презентовать себя и общаться с читателями,делится Владислав Погадаев, — Если правительство способствовало популяризации комикса как элемента культуры, то они могли бы хотя бы не говорить, что комиксы для «дебилов», и не выставлять комиксы придатками обычной литературы. У нас, например, есть комикс «Раскольников», и он не имеет никакого отношения к «Преступлению и наказанию». На прошлой книжной выставке телеканал «Культура» снял все наши комиксы, но оставил только «Раскольникова», потому что подумали, что это очередная адаптация книги. Но нет, это совершенно новая вещь. Мы считаем, что нельзя выставлять комикс как придаток. Комиксы давно себя реализовали».
Диафильмы: прошлое создаёт здоровое будущее
Знаете, что такое диафильмы? Это такие слайд-шоу с титрами, которые были популярны в Советском Союзе до появления видеокассет и DVD. Но вдруг сейчас, в век YouTube и TikTok, диафильмы снова на рынке. Как так вышло?
«С 2017 года мы занимаемся восстановкой и переизданием диафильмов. Сказки студии «Диафильм» 60-70 годов — это тот период, которым мы восстанавливаем,рассказывает Кристина Шолохова, директор проекта по изданию диафильмов и галереи коллекционной графики, — Они выходят лимитированным тиражом, их уже более 10 сборников. Многие родители понимают, что детей нужно переключать на что-то более экологичное, потому что есть такая проблема, как «гаджетозависимость», когда с раннего возраста дети используют для просмотра планшеты и телефоны. Всё это небезопасно для зрения и для психики. Чтобы ребёнок не был с утра до вечера погружен в виртуальную реальность, диафильмы — это частичная замена электронных устройств. Они успокаивают ребёнка, потому что это статичное и беспиксельное изображение. Казалось бы, прошлый век, аналоговая технология. Но в наш век она востребована».
Проект работает только материалом прошлого, потому что публика не готова к новому изображению и новым иллюстрациям. Многие ностальгируют по манере советской иллюстрации, особенно Петра Репкина. Однако есть группа художников «Новый диафильм», которая издала порядка 10-ти произведений, близких к арту и новой стилистике.
Благотворительность: сбор книг для Донбасса
Международная ассоциация благотворительных фондов «МАМА» занимается проведением гуманитарной акции помощи жителям Донбасса. На ярмарке «Non/fictio№» они организовали акцию по сбору книг для библиотек и учебных заведений ДНР.
«Мы принимаем у людей книги, которые позже направим в детские библиотеки Донбасса,делится Екатерина, студентка третьего курса педагогического университета МПГУ, — Мы считаем, что важно помогать другим людям и детям. Надеемся, что кто-то сможет узнать для себя что-то новое или найти любимую книгу. Если честно, я думала, что будут приходить только те, кто купил книгу здесь. Но много людей приносят прочитанные книги из дома большими пакетами»
Зона сбора книг привлекла наибольшее внимание журналистов. За несколько дней выставки девушки давали интервью различным СМИ много раз..
5D книги с запахом: как это?
Детские книги выходят на новый уровень: теперь иллюстрации становятся живыми, а атмосферу можно прочувствовать через запах. Принцип передачи ароматов такой же, как в глянцевых журналах о парфюмерии: нужно потереть пальцем картинку и почувствовать запах, например, сосны или чеснока, который, при чём, в книге сохраняется много лет.
«Моя книжка — это дневник кошки, которая живёт в деревне и общается с большим количеством животных, рассказывает писательница Настя Ланда, авторка книги «Зимний дневник кошки Баси», — Это детская книжка про доброту. Мне кажется, что запахи должны заинтересовать ребёнка в чтении, это стимул читать и познавать мир. У книги оживают картинки. При скачивании приложения можно навести на иллюстрацию камеру, и она оживёт».
«Крафтовая литература»: сборники малой прозы
В литературном журнале «Рассказы» публикуются лучшие рассказы русскоязычных писателей во всех поджанрах фантастики, остросюжетной и современной прозы. Журнал выходит шесть раз в год.
«Одна из фишек проекта: рассказы в журнал отбирает не редакция, а читательские фокус-группы, объясняет Максим Суворов, основатель журнала, —У нас три организованные фокус-группы, в каждой из которых по 25-30 человек разных возрастов. Они читают финалистов литературных конкурсов и авторов, которые нам присылают свои произведения. Когда больше 75% таких читателей нам пишут, что их зацепила история, то она попадает в журнал».
В журнале публикуются все грани фантастики и ужасов, которые проходят отбор фокус-групп. Такой метод позволяет не пропустить «жесть» и «слишком сентиментальные рассказы».

Интересный факт: журнал «Рассказы» признан «Лучшим независимым издательством» на премии «Мастера Ужасов».

Лучшие моменты в кадре:
Made on
Tilda